Пятница, 03.05.2024, 14:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Станично-Луганской районной библиотеки

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Доброе слово, что ясный день"

На плакате:

Этот мир многогранен и тесен,

Человеку не просто в нем жить,

Так, чтоб обществу был он полезен,

Мог дружить и , конечно, любить.

И какой бы он ни был натуры,

В шутке, юморе меру чтоб знал,

Категории "долг", "честь", "культура"

Без условий всегда понимал.

А поможет ему разобраться

И поверить в себя  самого

Наша ЭТИКА, вдумайтесь, братцы,

Мы ж теперь изучем ее!

Ничто так не ободряет

человека, как доброе слово.

Древнерусский афоризм.


Эпиграфом  к теме нашего разговора  я выбрала древнерусский афоризм "Ничто так не ободряет человека, как доброе слово".

    Но, прежде, чем начать час общения, я хотела бы спросить у вас: как вы понимаете значение фразы "Доброе слово, что ясный день", что значит для вас  доброе слово?


Примерный ответ:


(вежливое, слово поддержки, комплимент, доброжелательно, уважительное, приветливое, иногда  и молчание (промолчать), любезное).

               Человек -  существо общественное. Все люди на свете испытывают потребность в общении.

                     О современной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если в речевой "репертуар" включены манеры общения, подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести: доброжелательность, отзывчивость, тактичность, вежливость и т.д.

                     Но о  том, что вежливым человек должен  быть не только на работе или на  учебе, помнят не все.

                   И сегодня мы попытаемся выяснить - насколько хорошо мы умеем вести себя в обществе, умеем ли мы поддержать человека в трудную минуту, как часто мы используем "агрессивную лексику в своей речи.

"Я и моя семья"

            Очень часто мы забываем одну простую истину: требовать от других можно только то, что ты способен дать и даешь сам. Особенно  это относится к отношениям в себе, с близкими родственниками.

              Умение вести себя в узком семейном кругу - показатель благовоспитанности человека. Не подлежит сомнению тот факт, что член семьи, соблюдающий дома правила хорошего тона, почти застрахован от всякого рода оплошностей в окружении посторонних, поскольку он привык следить за собой и своим поведением.  К этому не излишне добавить, что человек воспитанный и галантный пользуется любовью и уважением близких.

            Некоторые считают, что дома можно позволить себе то, что никогда не позволишь в обществе; что на работе необходимо соблюдать все правила этикета, а дома проявлять по отношению к близким уважением, любезность, учтивость - необязательно.

             Такая позиция, занятая по неразумению или в силу недостойного воспитания, превращает семейную жизнь в ад и рано или поздно приводит к крушению семьи.

                        Из-за неумения вести себя дома и в обществе происходит  ничуть не меньше разговоров, чем на почве неверности или пьянства.  Очень важно уяснить себе, что соблюдение этикета среди домашних не менее нужно и обязательно, чем среди знакомых и посторонних.

                        Грубое слово, брошенное в пылу гнева, больно ранит ваших родных. И здесь необходимо отметить глубокое  тех, кто надеется на бесконечное понимание и прощение с их стороны.  До поры - до времени родные  попытаются относиться к грубости любимого человека с  пониманием, постараются как-то оправдать его. Но, с течением времени, несоблюдение элементарного этикета в обращении  с домашними становится  нетерпимым, в семье наступает разлад. В общем, в отношениях с близкими необходимо  соблюдать те же правила, что и в отношениях с чужими людьми.

                       Попробуйте примерно подсчитать, сколько вежливых, "добрых"  слов вы произнесли сегодня с утра?

                   Важно еще не только произнести "волшебное слово", а правильно его произнести, чтобы оно "сработало",

                      Здороваясь, вежливый человек не должен нудить сквозь зубы: "здрасьте". Не стоит спрашивать "как дела" или "как здоровье" нахмурившись, произносить приветствие, глядя в сторону, а просить прошения бурча себе под нос.

                        Тот, кому адресовано приветствие, должен видеть ваше расположение. Произнося приветствие - не забудь улыбнуться. Вам тоже ответят улыбкой.  Всегда приятно услышать добрые   вежливые слова.

                                Почему же люди бранятся?

                                (Ответы)

               Практически в любом языке мира бранные слова, крепкие выражения из обычной лексики, но с их помощью легко унизить и оскорбить человека, показать свое превосходство и его ущербность. 

                  Все вы являетесь носителями этих слов и используете очень часто в своей повседневной жизни. Хотя, наверняка вам неприятно услышать в свою сторону следующие слова. "Тупой, жирный, осел, бревно, кретин, трус, дурак..." и др.

                    Но, если вас обзовут "пнем", степень унижения будет все-таки меньше, чем если отправят к прародителям, т.е. в ход пустят ругательства 2-го разряда или "нецензурные выражения".

                       Грубость - это не что иное, как неожиданное вторжение в нашу душу.

                       Поэтому мы называем словесную грубость. агрессию - насилием.

                       Как при физическом нападении наносится ущерб человеческому телу, как при  эмоциональном - страдают достоинство человека, его гордость. А ведь каждый человек имеет право быть уважаемым, ждет и требует уважения.

                       Принято считать, что крепкие выражения - признак мужественности и силы. Поэтому использования такого рода слов принимается, например, в доверительном разговоре между мужчинами и даже между отцом и сыном. При этом подросток  чувствует гордость от того, что родитель общается с ним подобным образом.

                  Между тем, атрибутом мужественности брань стала все по той же причине, что она служит средством насилия. Ведь, если отец с сыном находятся в нормальных дружеских отношениях,  вряд ли они в обычном разговоре будут прикидываться бранными словами.

               Однако, есть другая крайность. Некоторые люди излишне  злоупотребляют добрыми, вежливыми словами. Если мы через каждое слово будем говорить "спасибо", "благодарю вас", "весьма признателен", "извините за беспокойство" - это будет выглядеть слишком неискренне. Достаточно искренне поблагодарить за оказанную услугу. Здесь мы можем привести такой пример:

                В рассказе Чехова"Смерть чиновника" главный герой, случайно чихнув в театре на начальника, потом излишне ему надоедал своими извинениями.  И все же решив, что его не простили, умер от переживаний.  

            И, конечно, не стоит направо и налево бросаться такими словами, как "прости", "извини", иначе  в нужный момент  такие слова потеряют свой  высокий  смысл.

                   Остановка вторая.

О комплиментах.

         Делать комплименты - это особое искусство, потому что не все могут естественно и тонко говорить красивые и приятные слова в адрес других. И еще: комплименты - искусство, потому что каждый воспринимает их по-своему.

      Люди, при всех своих недостатках, остаются достойнейшими в мире существами".

                                                                                                  (И. Гете)

            Хороших слов заслуживает каждый, и не только за красивую одежду. Можно хвалить за сообразительность, за умение вовремя оказать поддержку, за способности.

             Как часто вы пользуетесь комплиментами? И помогают ли они при общении с людьми?

              Можно ли оскорбить, обидеть человека при помощи комплимента?

        Есть одно заблуждение о том, что комплименты говорят только мужчины женщинам - это ошибочное мнение.

              Конечно, женщинам  приятно услышать добрые слова в свой адрес, но мужчинам, юношам тоже надо уделять внимание.

              Какой комплимент можно сделать мужчине?

          Если в женщине особенно важна внешняя красота, то в мужчине, прежде всего, ценится внутренняя красота, ум. Именно эти качества  нужно отмечать, если хочешь оказать внимание, завоевывать дружбу или просто сделать симпатичному тебе человеку приятное.

         Вообще старайтесь говорить комплименты не только, когда требует обстановка, но и тогда, когда внутри тебя вспыхивает восхищение,  это самые  удачные комплименты.

          Умение говорить красиво приходит со временем. Если вам поручают сказать поздравительные и приветственные слова, не отказывайся и не ссылайся на неумение. Всем когда-нибудь приходит время научиться, и чем раньше, тем лучше.

Третья остановка.

                                                        О шутках.

          Давно известно, что смех продлевает жизнь, но также известно, что шутка  в разговоре позволительна только в таком случае, если она отличается тонким смыслом, легка и никого из присутствующих не оскорбляет!

            Как говорил Н. В. Гоголь: "... помни, что  насмешки боится  даже тот, кто уже ничего не боится на свете".

              Шуткой называется остроумное  и деликатное изречение о каких-либо маловажных предметах. Шутка должна действовать на окружающих увеселяюще при непременном условии, что она будет употребляема с умеренностью.

                    С кем можно шутить?

            (по-доброму, шутка переходящая в грубость, нетерпима в порядочном обществе, и это вполне справедливо.
                  Деликатно.
                  Шутить нужно с ровным, и кстати:  
                  если смеются все - это не  значит, что нужно поддерживать их, когда нет повода. Компания, конечно, большая  сила, но не нужно терять своей головы. Не стоит ради благосклонности друзей поддерживать издевательский смех или глупую шутку. Помните о том, что сами можете оказаться на месте того, над кем смеются.
                  Это не значит, что все должны быть царевнами  Несмеяными, ходить "как в воду опущенные".
                     Просто помните, что все хорошо в меру.
 
                     Остановка четвертая.
 
                     Разговор о разговоре.
 
               Мы живем среди людей. И мы, одни из всех живых существ, имеем уникальную возможность говорить, слушать, делиться впечатлениями, спорить, высказывать свои мысли, шутить, т.е. общаться друг с другом при помощи речи. Это очень здорово, но в то же время и трудно.
                В разговоре участвуют, как минимум двое, говорящий и слушающий.
                Для каждого у нас существуют правила, помогающие поддерживать интерес к беседе.
                Вот несколько правил. как вести беседу.
                1. С собеседником нужно вести себя вежливо, доброжелательно и внимательно.
                  2. Не говорите постоянно о себе - это неприлично.    
                  3. Выбирай общую тему для разговоров, для интересной беседы.
                  4. Учись слушать и слышать своего собеседника.
                Когда мы разговариваем, мы часто пользуемся руками, мимикой, позами, что очень помогает в общении.
                По позам, жестам, мимике очень легко  узнать о состоянии человека, о его внимании, заинтересованности в беседе.
                Посмотрим на нашу аудиторию и выберем несколько жестов и поз для объяснения  степени участия в разговоре.
                 Потирание ладони - ожидание позитивных результатов.
                 Потирание  большим пальцем кончиков пальцев или большого  пальца - ожидание материальных благ.
                 Сцепленные пальцы рук - желание человека скрыть негативное отношение. Особенно трудно договориться с человеком, если руки сцеплены в  вертикальном положении.
                   Соединенные кончики пальцев "Итиль" свойственно уверенным в себе, обладающим чувством  превосходства. Такие люди мало жестикулируют.
                   Захваченные кисти запястий и предплечий - этот жест говорит об уверенности в себе и превосходстве над окружающими "возьмите себя в руки" - как бы говорит он. Рука прикрывает рот - негативные мысли, вранье. Почесывание носа - обман, ложь. Потирание века - попытка мозга блокировать восприятие обмана, сомнения или лжи, а также избежать взгляда в глаза человеку, которому вы говорите неправду.
                   Когда слушатель начинает поддерживать голову рукой - значит он заскучал.
                    Итак, для разговора важно все: взгляд, жест, мимика, лица.
                   
 
 





              

  

       




Категория: Мои статьи | Добавил: rur (11.10.2011)
Просмотров: 1980 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск